9:00 - 22:00
пон.- воск.
Современная гимнастика – это не только
суперсложные прыжки, повороты, элементы на гибкость, но и великолепная игра красок на гимнастических
купальниках. Точнее, гимнастки теперь выступают не в купальниках, а в платьицах, оформление
которых ни в чем не уступает нарядам фигуристов. Гимнастки времен Ирины Дерюгиной или Александры
Тимошенко о такой красоте могли только мечтать. В общем, сегодня мы поговорим об истории костюма
в художественной гимнастике.
Первым гимнасткам-«художницам» формой для выступлений служило
самое обыкновенное гимнастическое трико. Или более привычное нам название – купальник.
Индустрия спортивной одежды в послевоенное время была еще плохо развита. Тем более в СССР, где художественная гимнастика собственно и сформировалась как вид спорта. Купальники изготавливались из обычного хлопка, линяли после первой же стирки и плохо «держали» форму тела. Впрочем, послевоенное поколение, жившее по принципу «не до жиру, быть бы живу», на такие мелочи внимания не обращало. А по части жизнерадостности и умения заряжать своей энергией публику тогдашние девушки-гимнастки дали бы фору любой нынешней спортсменке.
У трехкратной абсолютной чемпионки мира Марии Гиговой купальники были более чем простенькие – в соответствии с тогдашними достижениями болгарской легкой промышленности.
Впрочем, надо заметить, что и правила соревнований тех лет не позволяли
спортсменкам щеголять на арене в блестящих нарядах. Поначалу вообще предписывалось выступать
только в однотонных купальниках. Потом разрешили двухцветные трико, но крупные и яркие рисунки
все равно не приветствовались (за нарушения в форме одежды гимнастке снижалась оценка за упражнение).
Во во второй половине семидесятых годов требования к купальникам также были довольно строги.
Но ткань, из которой они изготавливались, была уже другой – более эластичной, хорошо подчеркивающей
линии тела.
В моду вошли белоснежные и даже слегка прозрачные купальники. Поэтому выступления «художниц» (наряду с репортажами о соревнованиях фигуристов) были, наверное, самыми эротическими программами на тогдашнем советском телеэкране. Неудивительно, что вместе с женами-дочерьми-мамами эти соревнования с нескрываемым интересом смотрели и миллионы советских мужчин, истомленных в рамках строгой партийной морали.
На купальниках Ирины Дерюгиной даже герб СССР выглядел эротично.
В начале восьмидесятых в художественной гимнастике произошел резкий скачок сложности упражнений, связанный прежде всего с появлением на мировой арене молодого поколения болгарских «художниц» – золотых девушек Болгарии, как их называли. Но в плане экипировки каких-то особых новинок этот период не принес. Разве-что новые лидеры мировой гимнастики (Иляна Раева, Лили Игнатова, Анелия Раленкова, Диляна Георгиева, а также советские грации Даля Куткайте и Галина Белоглазова) по сравнению со звездами минувших лет обладали более субтильными фигурами.
Простая форма, но золотое содержание (сборная Болгарии середины восьмидесятых)
«Одна кожа да кости», – с грустью констатировали мужчины Советского Союза и норовили переключить
телевизор на что-то более весомое. Если не на футбол, то хотя бы на певицу Людмилу Зыкину,
которая, встав на весы, одна перевесила бы всю сборную Болгарии.
«Вот если бы Зыкину увидеть в купальнике, это было б совсем другое дело», – мечтали любители «фундаментальных» форм
Впрочем, талантливые фотографы и тогда на турнирах гимнасток умели найти удачно-эротичные ракурсы…
Современные конкурсы красоты отдыхают…
Цвета купальников в восьмидесятые годы стали уже более яркими.
В тон купальнику стали подбираться и предметы. Причем, не только лента, но и обруч, мяч, скакалка и даже булавы…
Фокус с булавами от Иляны Раевой
Но костюм для выступления продолжает свое развитие.
Марина Лобач — первая советская олимпийская чемпионка по художественной гимнастике 1988 г. Заслуженный мастер спорта СССР 1987 г. Наивысшее достижение в спорте — золотая медаль в индивидуальном первенстве на Олимпийских играх 1988 (Сеул, Республика Корея).
В конце восьмидесятых, когда на спортивном небосклоне ярким светом зажглись две украинские звезды – Александра Тимошенко и Оксана Скалдина, мода в художественной гимнастике оставалась по-прежнему строгой.
«Революция» случилась в следующем олимпийском цикле.
В 1993 году с целью популяризации художественной гимнастики в мусульманских странах гимнасткам было разрешено выступать в комбинезонах. Правда, исламских ортодоксов такое решение вряд ли обрадовало. Ведь, по их представлениям, ношение женщиной облегающей одежды считается еще большим грехом, чем оголение рук, ног и прочих «запретных» участков тела.
С другой стороны, ортодоксы любых мастей – будь они хоть мусульмане, хоть христиане, хоть иудеи, – дочерей своих в художественную гимнастику вряд ли отдают.
Однако модная новинка пришлась по душе многим спортсменкам из традиционных гимнастических стран. Во всяком случае, к Олимпиаде в Атланте выступление в комбинезоне стало обычным явлением.
Но и традиционный купальник в сундук спрятан не был. Просто он стал более ярким, с аппликациями и рисунками – не менее причудливыми, чем на картинах художников-абстракционистов.
Именно в этом купальнике Екатерина Серебрянская взошла на высшую ступень олимпийского пьедестала Атланты-96
А это снимок 1995 года, когда Катя стала абсолютной чемпионкой мира.
… Наличие двух разных фасонов одежды расширило возможности спортсменок для самовыражения. Одни гимнастки (как правило, это были девушки с пышными – по гимнастическим, конечно, меркам, – формами) предпочитали традиционный купальник. Облегающий комбинезон только выпячивал лишние граммы. Зато если гимнастка была высокой и длинноногой, и к тому же обладала отличной хореографической выучкой, то удлиненное трико выгодно подчеркивало красоту линий и четкость поз.
Давние и закоренелые любители художественной гимнастики, несмотря на нынешнее буйство красок на щедро усеянных стразами костюмах, в глубине души скучают за эпохой между Барселоной-92 и Сиднеем-2000. Именно на тот период приходится расцвет т.н. «старой гимнастики» – основанной не на «работе гуттаперчевого тела», а на сочетании классической хореографии и безукоризненного владения предметом. Именно тогда в мировые лидеры выбились гимнастки высокого (за 1 м 70 см и выше) роста. А удлиненные комбинезоны зрительно еще больше вытягивали фигуру. Вот несколько примеров костюмов в стиле «классического минимализма».
Ничего лишнего. Елена Витриченко…
и испанка Альмудена Сид
После Олимпиады-2000 года правила в художественной гимнастике поменялись настолько, что журналисты их назвали «переворотом с ног на голову». Причем это было не просто фигуральное выражение – у зрителей складывалось впечатление, что чуть ли не большую часть упражнения гимнастки находятся в положении вниз головой…
А вот нововведения, касавшиеся костюма, понравились всем. Отныне гимнасткам разрешалось выступать в коротких юбочках и платьях. Первой на официальном старте в юбке вышла Алина Кабаева – это случилось, кстати, в Киеве, на этапе Гран-при «Кубок Дерюгиной-2001». А к концу сезона – на чемпионате мира в Мадриде – почти все участницы уже были одеты «по-новому, по-модному».
Правда, накануне чемпионата многим пришлось в срочном порядке переделывать юбки – не все внимательно прочитали правила, в которых были некоторые ограничения. Так, ассиметричные фасоны и юбки из лоскутков не разрешались… Со временем техком ФИЖ, поняв, что разнообразие костюмов привлекает зрителей, разрешил и асиметрию, и небольшую бахрому…
Заметим, инициатором введения в обиход юбок была российский тренер Ирина Винер (в то время вице-президент техкома ФИЖ). Недоброжелетели до сих пор твердят, что сделала она это с одной целью – дабы хоть как-то скрыть лишние килограммы Алины Кабаевой. Любимая ученица Винер фигурой и вправду заметно отличалась от «звонких и тонких» Батыршиной, Липковской, Витриченко, Ерофеевой, Бессоновой.
Но разве юбкой-мини что-то скроешь?..
Новая форма только подчеркивала аппетитные формы Алины Кабаевой
Анна Бессонова и ее «Украинский сувенир»
Музыка из самого известного в мире балета всегда была популярной в художественной гимнастике. Для сравнения еще несколько картинок на «лебединые» мотивы.
«Черный лебедь» Ольги Капрановой из олимпийского сезона-2008
«Целая лебединая стая». Сборная России 2010 года
Еще один «лебедь», но не Чайковского, а Сен-Санса. В исполнении олимпийской чемпионки 2000 года Юлии Барсуковой. Юбки тогда еще не носили…
По правде говоря, «птичьей» темой гимнастки (или все же дизайнеры костюмов?) несколько злоупотребляют. Перья и крылья можно разглядеть даже там, где им по сюжету быть не положено.Это упражнение Ольга Капранова выполняла на музыку из балета «Дон Кихот». А костюм скорее напоминает «лебедя», чем Китри или Дульсинею.
Большинство костюмов, в которых выступают ведущие гимнастки мира, обильно декорированы камнями сваровски. Все это, конечно, создает прекрасную игру цвета, переливаясь под софитами. Но в то же время в гимнастической моде в последнее время прослеживается и некое однообразие.
Понятно, что фасоны костюмов у «художниц» не могут быть такими, как в фигурном катании. Пышные длинные юбки или широкие рукава гимнасткам будут мешать. Да и, по правде говоря, проблема создания художественного образа в гимнастике не стоит так остро. Но взгляд зрителя всегда ищет то, что выбивается из общего ряда. И порой больше всего запоминается костюм простой, но непохожий на другие.
Как например, многим запомнилось вот это «маленькое платье» Натальи Годунко.
На сегодняшний день современные костюмы гимнасток Маргариты Мамун, сестер Авериных поражают фантазией дизайнеров, применением материалов, фурнитуры и новых технологий.
КУПАЛЬНИК — пожалуй, самый важный элемент одежды в гимнастике.
Почему? Ведь именно купальник создает большую часть неповторимого образа гимнастки на ковре. Купальник для выступлений менялся вместе с гимнастикой почти все 80 лет существования этого вида спорта. И продолжает развиваться по сей день. Существует своя отдельная мода на купальники для выступлений. По этому и к выбору гимнастического купальника стоит подойти очень ответственно.
Так как же правильно подобрать и купить гимнастический купальник для выступлений?
Обязательно перед покупкой, посоветуйтесь с тренером, скорее всего у нее есть предпочтения
и пожелания по цвету купальника и образу гимнастки. Так же, если у вас уже есть все гимнастические
предметы, музыкальное сопровождение подбирайте купальник так, чтобы предмет и купальник для
выступлений сочетались по цветовой гамме. Это избавит вас от лишних затрат на покупку новых
предметов и перемотку обруча например. Отдельное внимание уделите таблице размеров, здесь
больше параметров чем в обычных таблицах, но это очень важно, т.к. гимнастический купальник
должен иметь отличную посадку и не портить эстетическое впечатление. Ведь в художественной
гимнастике и в эстетической гимнастике также есть оценка за образ.
Рекомендации по уходу
тоже очень важны, в современных купальниках для выступлений используется ручная роспись, кристаллы
и аппликация из разных видов ткани, и за всей этой красотой нужно бережно ухаживать.
Купальник для выступлений используется на соревнованиях и для показательных выступлений. Иногда, совсем недолго, их одевают и на тренировках, а точнее на самых последних тренировках перед соревнованиями. Это делается для того чтобы дать гимнасткам привыкнуть к своим купальникам и не отвлекаться на соревнованиях.
Чтобы избежать повреждения изделия вызванного чрезмерным детским любопытством, следует заранее объяснить детям что не стоит ни самому это делать, ни позволять другим трогать стразы, камушки, рисунок, теребить подол юбки и так далее.
Нужно дать понять девочке, что к купальнику нужно относиться бережно, он как крылья бабочки — им можно любоваться, но не стоит грубо хватать руками.
Не стоит в нем без надобности валятся на ковре или полу, даже если кажется что он (пол, ковер) чистый. Это поможет избежать потертости изделия, отрывания камней, пайеток и лишней, ненужной стирки.
Под купальник для выступлений, лучше одевать трусики телесного цвета или боди.
Так как совсем юные гимнастки, выступают очень редко, купальник не нужно стирать каждый раз, его можно просто проветривать и застирывать не целиком, а только загрязненные участки.
Хранить следует в сухом месте, в чехле для купальника, в подвешенном состоянии, на плечиках соответствующих размеру купальника.
Одевать аккуратно не слишком растягивая.
Чтобы легче вдевать руки в узкие рукава купальника используют обычный целлофановый пакет(кулек) его надевают на руку и просовывают ее в рукав, затем просто снимают пакет с обратной стороны. Таким способом ручка ребенка легко и без проблем проскальзывает даже в очень узкие рукава.
Как НЕ следует стирать!
Как СЛЕДУЕТ стирать!